Gantry 5

Образ Защитника  в Отечественной литературе

  Какой же он – защитник Отечества? Какой образ защитника создан, запечатлён  в искусстве слова?  Познакомиться с образом защитника Отечества - стало целью мини-доклада руководителя творческого объединения «Новый взгляд» Дмитрия Афенчука.
Были поставлены следующие задачи: познакомиться с различными произведениями, в которых герой – защитник Отечества; показать, как  литература разными путями идет к созданию образа защитника Отечества.
Для более полного образа защитника Отечества, представлены не только литературные произведения, но и художественные картины великих художников, и лучшие плакаты наших обучающихся.

22 июня

В тот страшный день земля рванула в небо.
От грохота застыла в жилах кровь.
Июнь цветастый сразу канул в небыль,
И смерть, вдруг, оттеснила жизнь, любовь.

 Надели гимнастёрки и шинели
Вчерашние мальчишки – цвет страны.
Девчонки на прощанье песни пели,
Желали выжить в грозный час войны.

Война, как ком, катилась по дорогам,
Неся разруху, голод, смерть и боль.
Осталось их в живых совсем немного,
Принявших первый, самый страшный бой!

В атаку шли за правду, за Отчизну,
За мир, за мать с отцом, за добрый дом.
Чтоб защитить от ужасов фашизма
Права на жизнь, что рушилась кругом.

Сирень, гвоздики, нежные тюльпаны…
Начало лета, жизнь вокруг кипит.
Жива любовь, зарубцевались раны,
Но этот день июня не забыт!
Т. Лаврова

  Впервые же дни войны писатели откликнулись на трагические события. Вначале война отражалась в оперативных малых жанрах – очерке и рассказе, запечатлевались отдельные факты, случаи, отдельные участники боев. Затем пришло, более глубокое понимание событий и стало возможным их полнее изображать.
  В произведениях Фадеева, Пастернака, Булгакова описана реалистично война и ее ужасы с разных точек зрения, разных сторон, людей из разных классовых слоев, народов, в разных областях страны. На фоне бескрайней тайги, пылающих в огне городов, разрушенных сел, появляются образы героев, в жизни которых авторы иногда описывают что-то единое в чертах этих людей. Общепринятые моральный и культурные ценности нерушимы ни по воздействием времени, ни окружающего мира, всегда, до скончания мира, люди будут ценить честь, храбрость, патриотизм, героизм, а главное жизнь, все то, что так ценили эти авторы.
  Писатели и поэты советской страны стали в ряды защитников Отчизны. Свыше тысячи литераторов были на фронтах войны, из них более двухсот погибли за свободу и независимость Родины. Своим художественным творчеством в Великой Отечественной войне приняли непосредственное участие М. Шолохов, А. Фадеев, А. Толстой, К. Симонов, В. Быков, А. Твардовский и другие.
  Первые повести “Радуга” В. Василевской, “Непокоренные” Б. Горбатова строились на контрасте: советская Родина – фашистская Германия, справедливый, гуманный советский человек – убийца, захватчик фашист. Два чувства владели писателями – любовь и ненависть. Образ советского народа представал как собирательный, нерасчлененный, в единстве лучших народных качеств. Советский человек, сражающийся за свободу Родины, рисовался в романтическом свете как возвышенная героическая личность, без пороков и недостатков. Несмотря на страшную реальность войны, у же первые повести были наполнены уверенностью в победе, оптимизмом.
  Хочется отметить Александра Твардовского. В написанном образе Василия Теркина Александр Твардовский представляет наилучшие черты русского нрава, такие как смелость, настойчивость, находчивость, жизнерадостность и колоссальную преданность, и верность своей драгоценной земле. Об этой преданности своей Родине автор пишет так: “Мать-земля родная наша, в дни беды и в дни побед, нет тебя светлей и краше, и желанней сердцу нет…”. Собственно в защите своей отчизны, жизни на земле и есть справедливость Отечественной войны.                             
  Этическая линия изображения подвига советских людей нашла позже свое продолжение в романе А. Фадеева “Молодая гвардия”. Постепенно углубляется представление о войне, о ее быте, о не всегда героическом поведении человека в трудных военных условиях. Это позволило более объективно и реалистически отразить военное время.
  Одним из лучших произведений, объективно и правдиво воссоздающих суровые будни войны, был и роман В. Некрасова “В окопах Сталинграда”, написанный в 1947 г. Война в нем предстает во всем своем трагическом величии и грязных кровавых буднях. Впервые она показана не “человеком со стороны”, а через восприятие непосредственного участника событий, для которого отсутствие мыла может быть более важно, чем наличие стратегического плана где-то в штабе. В. Некрасов показывает человека во всех его проявлениях – в величии подвига и низменности желаний, в самопожертвовании и малодушном предательстве. Человек на войне не только боевая единица, но главным образом живое, со слабостями и достоинствами, страстно жаждущее жить существо. В романе В. Некрасов отразил быт войны, поведение представителей армии на разных уровнях. В 1960-е годы в литературу пришли писатели так называемого “лейтенантского” призыва, создавшие большой пласт военной прозы. В их произведениях война изображалась изнутри, виделась глазами рядового воина. Более трезвым и объективным был подход к образам советских людей. Оказалось, что это вовсе не однородная масса, охваченная единым порывом, что советские люди ведут себя по-разному в одних и тех же обстоятельствах, что война отнюдь не уничтожала, а только приглушала естественные желания, затушевывала одни и резко выявляла другие качества характера.
  Проза о войне 1960-1970-х годов впервые поставила в центр произведения проблему выбора. Помещая своего героя в экстремальные обстоятельства, писатели заставили его делать моральный выбор. Таковы повести “Горячий снег”, “Берег”, “Выбор” Ю. Бондарева, “Сотников”, “Пойти и не вернуться” В. Быкова, “Сашка” В. Кондратьева. Писатели исследовали психологическую природу героического, делали акцент не на социальные мотивы поведения, а на внутренние, обусловленные психологией воюющего человека.
  В лучших повестях 1960-1970-х годов изображаются не крупномасштабные, панорамные события войны, а локальные случаи, которые, казалось бы, не могут коренным образом повлиять на исход войны. Но именно из таких “частных” случаев складывалась общая картина военного времени, именно трагизм отдельных ситуаций дает представление о тех немыслимых испытаниях, которые выпали на долю народа в целом.
  Литература 1960-1970-х годов о войне раздвигала представление о героическом. Подвиг мог совершаться не только в бою. В. Быков в повести “Сотников” показал героизм как умение сопротивляться “грозной силе обстоятельств”, сохранить человеческое достоинство перед лицом смерти. Повесть построена на контрасте внешнего и внутреннего, физического облика и духовного мира. В 1960-1970-е годы военная проза развивается по нескольким направлениям. Тенденция к масштабному изображению войны выражалась в трилогии К. Симонова “Живые и мертвые”. В ней охвачено время от первых часов военных действий до лета 1944 г. – периода Белорусской операции. Главные герои – политрук Синцов, командир полка Серпилин, Таня Овсянникова проходят через все повествование. В трилогии К. Симонов прослеживает, как абсолютно штатский человек Синцов становится солдатом, как он мужает, закаляется на войне, как изменяется его духовный мир. Нравственно зрелым, сложившимся человеком показан Серпилин. Это умный, думающий командир, прошедший гражданскую войну, академию. Он бережет людей, не хочет бросать в бессмысленный бой только ради того, чтобы отчитаться перед командованием о своевременном, т. е. по Штабному плану, взятии точки. В его судьбе отразилась трагическая судьба всей страны.
  Еще одна тенденция в изображении Великой Отечественной войны связана с художественно-документальной прозой, которая основывается на магнитофонных записях и рассказах очевидцев. Такая – “магнитофонная” – проза зародилась в Беларуси. Первым произведением ее была книга “Я из огненной деревни” А. Адамовича, И. Брыля, В. Колесникова, воссоздающая трагедию Хатыни. Страшные годы ленинградской блокады во всей неприкрытой жестокости и натурализме, позволяющие понять, как это было, что чувствовал, когда еще мог чувствовать, голодный человек, встали на страницах “Блокадной книги” А. Адамовича и Д. Гранина. Война, прошедшая через судьбу страны, не пощадила ни мужчин, ни женщин. О женских судьбах – книга С. Алексиевич “У войны не женское лицо”.
  Проза о Великой Отечественной войне – самая мощная и крупная тематическая ветвь русской и советской литературы. От внешнего изображения войны она пришла к постижению глубоких внутренних процессов, происходивших в сознании и психологии человека, поставленного в экстремальные военные обстоятельства.